Для бизнеса настало время БЫТЬ ВМЕСТЕ!
Вопросом «ЧТО ДЕЛАТЬ?» озабочены все, от «диванных» экспертов до профессионалов. Сегодня только ленивые не дают оценку всему тому, что происходит в отечественном бизнесе и экономике. А ситуация без всяких преувеличений очень не простая. Свои оценки и предложения направили власти Ярослав Романчук, Исследовательский центр ИПМ, BEROC, Республиканская конфедерация предпринимательства, Научно-промышленная ассоциация, ПроБизнес и многие другие. Мы тоже в прошлую пятницу не остались в стороне от этой работы.
И вот уже 23 марта вице-премьер Дмитрий Крутой заявляет о том, что белорусское правительство рассматривает комплекс мер для поддержки предприятий на фоне пандемии коронавируса. Премьер-министр Сергей Румас говорит о том, что: «Минэкономики предложило довольно широкий набор инструментов, который включает в себя и налоговые каникулы, и кредитные каникулы, и поддержку ИП. В следующий вторник (31марта!!!) правительство планирует принять окончательное решение о предлагаемых мерах поддержки. Наверное, оно не будет последним…
Вот как-то так: Взвешенно, Не торопясь, Анализируя, Не паникуя…
Но сейчас о другой стороне проблемы.
Сегодня на Thinktanks.by встретилось мнение Катерины Борнуковой, академического директора Центра экономических исследований BEROC:
- Думаю сегодня бизнесу нужно объединяться, в том числе для лоббирования своих интересов. Крайне важно донести свои проблемы до правительства, объяснить, что для продолжения деятельности компаниям нужны налоговые каникулы, каникулы по аренде, льготные кредиты, другая помощь. Необходимость продвижения своих интересов сегодня так велика, что возможно, нынешний кризис может стать толчком для развития бизнес-ассоциаций и объединений. Мы видим, что существующие отраслевые ассоциации уже сегодня выступают с предложениями для властей. Но нужно понимать, что для достижения результатов необходимо грамотно строить коммуникацию: не просто просить о льготах и отсрочках, но и очень четко объяснить масштаб рисков в случае, если государство не поддержит бизнес.
По разным оптимистичным (и не очень) оценкам, в наши деловые территориальные и отраслевые ассоциации=объединения=союзы входит не более 10-15% отечественного бизнеса. А по факту намного меньше. Сегодня действительно бизнесу надо понять, что пора реально объединяться! Другой альтернативы в отстаивании своих интересов НЕТ! Наверняка если бы в бизнес был массово представлен в ассоциациях и союзах, то и реакция властей на наши обращения была бы более оперативной.
Раньше или позже, с большими или меньшими потерями, все это окончится, будем надеяться, что обойдётся без человеческих потерь. А бизнесу придётся адаптироваться к новым условиям и понять, что пришло время, когда нужно перестать бояться/стесняться/оставаться в стороне, а пора БЫТЬ ВМЕСТЕ!