Манипулирование: экономическое и политическое, насколько это нас касается?
Клуб молодых предпринимателей Ассоциации был приглашен 7 октября на интересную лекцию в Витебскую областную научно-техническую библиотеку: «Манипулирование общественным сознанием», которую читала Далимаева Евгения Олеговна, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных наук ВГУ им. П.М.Машерова. Встреча проходила в рамках известного в городе проекта «Наука вне себя» и лектор осветила конкретно два вида манипулирования: экономическое и политическое.
Однако, насколько это важно для современного молодого предпринимателя?
Во-первых, это важно для всех, потому что манипулирование прогрессирует даже быстрее наших IT-технологий и порой принимает самые невероятные формы, а в своей основе это всё-таки негативное действие. Это очевидно из его основных характеристик: а) скрытый характер воздействия; б) отношение манипулятора к другому как средству достижения собственных целей; в) стремление получить односторонний выигрыш; г) использование силы, игра на слабостях.
Во-вторых, и к примеру, именно экономическое манипулирование отчасти и лежит в основе современного менеджмента, и знание его законов приводит к большим прибылям, особенно если при этом потребитель все же не страдает.
Так, например, в наших супермаркетах продукты первой необходимости (хлеб, молоко) располагаются в самом дальнем углу – чтобы потребитель по пути следования купил еще массу ненужных вещей. А популярные конфеты в супермаркетах располагаются у кассы на уровне глаз маленького ребенка – чтобы, стоя в очереди, ребенок выпросил у родителей лакомство. Так же и при работе с персоналом: стоит уборщицу тетю Машу перевести на должность клининг-менеджера второго разряда, как тетя Маша и работать начнет лучше, и стремиться есть к чему – к первому разряду.
Но наиболее изобретательны политические манипуляторы: порой конкурент развешивает листовки (но не свои, а своего оппонента) допустим на лобовом стекле авто, приклеивая его стойким клеем «Момент». Естественно хозяин авто долго и упорно отклеивает эту листовку, запоминает фамилию кандидата и точно уже голосовать за него не будет. Или, например, в публичной беседе появляется диалог кандидата с подставным лицом, где разыгрывается мнимая история спасения, помощи и благородства кандидата. Да, большинство людей идут на поводке политических манипуляторов, но как мы знаем еще из детских сказок, правда всегда выплывет наружу, а вот репутацию таким манипуляторам уже бывает не спасти.
Так или иначе, но и наука, и здравый смысл призывают нас с вами не поддаваться на манипулирование, потому что это лишает нас самого важного – свободы. Для этого, во-первых, нужно на проблему всегда смотреть широко, с разных сторон, что говорится, и не бросаться на «горячие пирожки» сиюминутно. Во-вторых, не боятся говорить «нет», когда вам что-то навязывают. Наконец, в-третьих, не стремитесь нравиться всем без исключения и «всегда быть на высоте». Будьте свободными!
Пресс-секретарь ОО «АНП» Ольга Тимошенко