В Музей ВНХУ вместе с его основателем искусствоведом Валентиной Кириловой
11 мая члены нашей Ассоциации по инициативе Клуба молодых предпринимателей посетили дом-музей, где в 1918 г. Марком Шагалом было открыто Витебское народное художественное училище. Гидом в экскурсии была искусствовед и активный член нашей Ассоциации Кириллова Валентина Михайловна, основатель не только этого Музея, но и всего «Центра современного искусства» в городе Витебске.
В холле первого цокольного этажа, откуда и началась двухчасовая экскурсия, висит фотопанорама Витебска дореволюционного, где видна центральная улица Замковая (которую называли «Витебской Уолл-стрит» из-за развитых часовых, банковских и страховых услуг), а за ней строится дом основателя Витебской электростанции, мецената и покровителя города Израиля Вульфовича Вишняка.
– Дом, по какой-то внутренней интуиции, проектировался квадратом, - забегает на много лет вперед Валентина Михайловна. – Именно здесь с подачи Малевича получило подлинное развитие творческое объединение УНОВИС, которое изменило мир.
В первую годовщину революции менялись названия улиц (в Витебске «по-революционному» менялись даже номера домов) и прошла целая программа национализации. Так знаменитый дом мецената Вишняка перешел под руководство комиссара по делам искусств Марка Шагала, который сразу же решил основать там учебное заведение творческого профиля. Но что это будет? Академия? Нет, все академии «по-революционному» превратились в школы или в мастерские. Так появилось «Витебское народное художественное училище» (ВНХУ).
– Марк Шагал серьезно болел за школу. Впервые она была на государственном обеспечении, имела хорошую материальную базу (краски, бумагу, электричество, дрова, валенки, наконец), ученики (от 6-ти до 60-ти лет) получали стипендию и имели ряд преимуществ в то «голодное время», – говорит Валентина Михайловна.
Но Марк Шагал болел и за все искусство. Зная тяжелое положение в других городах революционной России, он стал приглашать в школу лучших педагогов. Так в Витебск приехал Малевич и Лисицкий, и родилось совершенно новое искусство:
– Потому что Малевич знал о чем писать, а Лисицкий знал как, – объясняет экскурсовод. – И сразу же, по-революционному быстро, произошел переход супрематизма в объём: в архитектуру, в дизайн пространства, в поэзию, в печатное дело, в посуду. И сегодня, дизайнеры Apple, в поисках универсального языка для общения (книга «Дизайн и мировой прогресс») обратились именно к знакам УНОВИС, в частности к продовольственным карточкам Малевича. И таким образом на рабочем столе смартфона мы с вами видим значки-иконки в виде квадрата – универсального языка общения.
Здание музея, пройдя такой сложный путь, единственное на этой улице уцелело во время ВОВ, потом прошло долгий путь реставрации и теперь по праву является настоящей историко-культурной ценностью нашего города. Там можно увидеть подлинник альманаха УНОВИС, книгу для детей про супрематизм Лисицкого, кабинет Малевича и жилые комнаты Шагала:
– Ведь все значимые постройки сначала возводились для личного пользования, потом кем-то пользовались, обязательно у кого-то забирались, национализировались, и, если повезет, становились известными музеями, – размышляет искусствовед.
А о том, как этому проекту повезло стать музеем, Валентина Михайловна уже поведала в тесном кругу за чашкой чая.
Пресс-секретарь ОО «АНП»
Ольга Тимошенко